Ученые: курение вызывает сотни изменений в ДНК

Автор: Фергус Уолш
Источник: Русская служба BBC
Дата публикации: 04/11/2016

Тот, кто выкуривает 20 сигарет в день, получает в среднем 150 мутаций в легких каждый год, выяснили ученые после исследования тысяч опухолевых геномов.
Изменения эти необратимы и остаются, даже если человек бросит курить.
Исследования ДНК опухолевых клеток, говорят ученые, может объяснить подспудные причины многих видов рака.
69-летней Памеле Пью диагностировали рак легких в 2013 году. Она начала курить в 17 лет и бросила после 50.
«Несмотря на то, что я бросила много лет назад, последствия курения настигли меня, — говорит Памела. — Знай я подростком, что курение вызывает мутации, которые останутся со мной на всю жизнь, я бы ни за что не начала».
«Таинственный и сложный»
Исследование, опубликованное в журнале Science, проводила международная группа ученых из британского Института Сенгера в графстве Кембриджшир и Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико, США.
Анализ показывает прямую связь между количеством выкуриваемых на протяжении жизни сигарет и числом мутаций в опухолевых клетках.
Ученые обнаружили, что, в среднем, одна пачка сигарет в день ведет к образованию:

• 150 мутаций в каждой клетке легких ежегодно
  • 97 мутаций в клетках гортани и голосового аппарата
  • 23 мутаций в ротовой полости
  • 18 — в мочевом пузыре
  • шести — в печени

Руководитель исследования, профессор Майк Страттон из Института Сенгера пояснил: «Чем больше мутаций, тем выше шанс, что они произойдут в генах, которые мы называем раковыми, что превращает обычную клетку в раковую».
В тканях легких, непосредственно подверженных воздействию дыма, ученые увидели признаки мутаций, из которых минимум 60 были канцерогенными.
При этом эти признаки мутаций не обнаружили, например, в тканях мочевого пузыря, который не подвержен воздействию дыма напрямую.
В этих органах, говорит профессор Страттон, курение ускоряет естественный мутационный процесс, однако каким образом это происходит, остается «загадочным и сложным» вопросом.
По словам профессора, такой же подход можно применять и к исследованию других видов рака, причины возникновения которых плохо изучены.
«Изучая геномы опухолей, мы можем увидеть «археологические следы» прошлых воздействий, вызвавших развитие мутации и рака, а это, в свою очередь, поможет понять, как это предотвратить», — сказал Страттон.
Консультант-онколог из Papworth Hospital и Roy Castle Lung Foundation Дэвид Гиллиган говорит, что каждая из 150 мутаций в клетках легких — это 150 шансов на развитие рака: «Рак легких долгое время был одним из самых трудноизлечимых, но сейчас появились новые методы, такие как иммунотерапия и терапия, направленная на определенные гены».
Памела Пью лечилась в больницах Papworth и Addenbrooke в Кембриджшире. Она прошла 6-месячный курс терапии, направленной на разрушение генов, вызывающих рост раковых клеток.
ДНК опухолей участников пробного исследования проверили на предмет возможности воздействовать на вызывающие рак гены.
Однако рентген показал, что опухоль в правом легком Памелы растет, и ей пришлось покинуть группу. Сейчас она проходит курс химио- и радиотерапии.
Каждый год в Великобритании 35 тысяч человек умирают от рака легких, и, по оценкам ученых, девять из десяти смертей можно предотвратить.