Ученые выяснили, как подавить воспаление суставов у больных подагрой

Источник: ТАСС
Дата публикации: 31/10/2019

Американские молекулярные биологи нашли вещество, которое заставляет иммунные клетки игнорировать кристаллы мочевой кислоты, накапливающиеся в суставах больных подагрой. Результаты их экспериментов опубликовал научный журнал Cellular & Molecular Immunology.

«Мы давно знали, что кристаллы мочевой кислоты провоцируют развитие воспалений, активируя цепочку генов, связанную с белком IL1-бета. Мы показали, что существует еще один подобный механизм, который связан с работой «гена смерти» TAK1. Раньше ученые не ассоциировали его с развитием подагры», — рассказал один из авторов работы, Салахуддин Ахмед из Университета штата Вашингтон.

Примерно каждый 15-й человек страдает от различных форм артрита, набора разнородных дегенеративных болезней суставов. Их развитие приводит к тому, что хрящевая часть сустава необратимым образом повреждается и деформируется, в результате чего человек начинает постоянно испытывать почти невыносимую боль.

В случае с подагрой, одной из самых распространенных форм артрита, это происходит из-за того, что на поверхности суставов и в толще синовиальной жидкости — смазки, которая питает хрящи и помогает им скользить, начинают накапливаться кристаллы мочевой кислоты. Когда они скапливаются внутри суставов в достаточно больших количествах, иммунные клетки начинают воспринимать их как угрозу. В результате развиваются воспаления, хрящи разбухают и, впоследствии, разрушаются. Как именно возникают эти кристаллы, ученые пока не знают, из-за чего эффективных лекарств от подагры до сих пор не существует.

Аналогичным образом, как отмечает Ахмед, медики пока не смогли создать препарат, который мог бы подавлять воспаления и избавлять носителей подагры от боли. Это связано с тем, что ученые не до конца понимали, как именно иммунные клетки распознают кристаллы мочевой кислоты и реагируют на их появление в суставах.

Жизнь без боли

Ахмед и его коллеги восполнили этот пробел, наблюдая за тем, как культуры моноцитов, одного из типов иммунных телец, замешанных в развитии этой болезни, реагировали на появление различных количеств кристаллов мочевой кислоты в их питательной среде. Эти опыты показали, что подобные структуры не только включали цепочку генов, которая связана с белком IL1-бета, но и особенным образом меняли работу «гена смерти» TAK1. Этот участок ДНК, как объясняет Ахмед, связан с работой системы клеточного самоуничтожения, и раньше он ассоциировался не с подагрой или артритом, а с реакцией клеток на различные источники стресса.

Существует четыре разных формы белка, инструкции по сборке которого содержатся в TAK1. Эти формы отличаются по уровню активности. Как выяснили авторы статьи, кристаллы мочевины заставляют иммунные клетки производить наиболее агрессивную версию этого фермента, которая напрямую способствует развитию воспалений.

Руководствуясь этой идеей, ученые попытались подавить эти процессы. Они воспользовались оксозеаэнолом, веществом грибкового происхождения, которое может соединяться с молекулами белка TAK1 и нейтрализовать их. Добившись успеха в опытах на культурах клеток, биологи ввели кристаллы мочевой кислоты в суставы лап мышей, дождались, чтобы воспаление развилось, и попытались подавить его при помощи этого соединения. Как показали опыты, экстракт грибка полностью подавил симптомы подагры у всех грызунов, избавив их от источника постоянной боли и защитив от разрушения сустава. В этом отношении он не уступал другим препаратам, которые подавляют работу различных компонентов цепочки IL1-бета, или даже превосходил их.

В ближайшее время ученые планируют приступить к опытам на культурах клеток, полученных от людей, страдающих от подагры. Если они завершатся успешно, то Ахмед и его команда начнут клинические испытания.

6 способов «успокоить» свой мозг и продлить себе жизнь

Сохранять острый ум по мере старения хочется каждому – и вполне очевидно, что один из способов обеспечить это – поддерживать мозг в активном состоянии. В то же время, в новом исследовании утверждается, что в вопросе мозговой активности пользу может принести подход «чем меньше, тем лучше».